Бизнес в Чехии
Когда принимается решение о продаже бизнеса в Чехии, владелец бизнеса может идти тремя путями - искать клиента самостоятельно, работать с риэлторами или же обратиться в компанию, специализирующуюся на подобных сделках. Сам владелец бизнеса в Чехии вряд ли может грамотно оценить стоимость своего дела и соблюсти ряд важных для продажи условий. Еще один фактор, препятствующий самостоятельной продаже бизнеса в Чехии - боязнь мошенничества. Причем такая опасность действительно существует: компания может иметь вне балансовые обязательства, продавец бизнеса, получив деньги, способен увести с собой ключевых сотрудников и начать аналогичное дело. Проблема, с которой рискует столкнуться покупатель - здание, где размещён бизнес, через несколько лет пойдет на снос, а может быть где-то рядом планирует начать работу сильный конкурент… Создать защитную систему, гарантирующую от многих угроз, может только специалист, имеющий значительный опыт сопровождения сделок по покупке и продаже бизнеса. Самостоятельно продать бизнес в Чехии можно, но это очень трудоемкий проект, требующий немалых затрат времени, средств и нервов. В Чехии пока зачастую роль брокера выполняют агентства недвижимости, у которых есть широкие возможности по рекламе предлагаемого к продаже объекта. Но при продаже через риэлторов реализуется не бизнес, а лишь недвижимость. Это, по мнению бизнес - брокеров, нерациональный подход к существующим активам компании.
Специализированное консалтинговое агентство не только поможет грамотно оценить стоимость бизнеса, но и проведет диагностику текущей деятельности предприятия, окажет юридическое сопровождение на всех стадиях продажи бизнеса, составит инвестиционный меморандум для презентации потенциальным покупателям.
Эффективность продажи бизнеса при помощи бизнес-брокеров обусловлена рядом факторов, таких как команда профессионалов (любая серьезная бизнес-брокерская компания наряду с собственно специалистами по продаже действующих предприятий имеет в за штатом оценщиков, юристов, рекламистов), база потенциальных инвесторов (после того, как на продажу выставляется очередное предприятие, потенциальные инвесторы оперативно получают информацию об этом, что намного упрощает и ускоряет совершение сделки). К тому же специализированной компании проще получить информацию о планах застройки местности, других возможных изменениях, способных повлиять на работу бизнеса. Работа с бизнес-брокером оправдана в силу его способности к привлечению максимально широкого круга потенциальных покупателей, а также минимизацией усилий владельца заведения и инвестора. Выставленный на продажу бизнес проходит через процедуры оценки, юридической экспертизы, производится его комплексная предпродажная подготовка (оптимизируются факторы, влияющие на стоимость компании), иногда возникает необходимость в осуществлении рекламной и PR-кампаний. Результаты предпродажной подготовки отражаются в двух документах: экспертное заключение о стоимости и перспективах продажи, предназначенное для собственника и реально описывающее обозначенные в названии вопросы, а также инвестиционный меморандум, предоставляемый потенциальному покупателю, содержащий в себе описание компании, перспективы инвестирования средств в ее покупку (анализируется реальная прибыль бизнеса). Инвестор может получить меморандум только при условии подписания соглашения о неразглашении полученной информации. Кроме того, бизнес-брокеры разрабатывают механизмы вхождения в бизнес нового собственника, проверки заявленных данных о результатах работы продаваемой компании - этот вопрос особенно актуален в условиях наличия “серой” бухгалтерии. Продавец бизнеса выплачивает консультанту гонорар от суммы сделки, а также вносит аванс. Последний включается в сумму гонорара, а в случае, если бизнес не удалось продать по согласованной цене, получает всю сумму назад. Для инвестора все услуги практически бесплатны. По словам клиентов консалтинговых агентств, работа с посредниками - достаточно удобный способ приобретения или продажи бизнеса.
Тенденции рынка
Важный момент, который необходимо отметить, говоря о продавцах бизнеса в Чехии, заключается в том, что для многих чешских бизнесменов продажа бизнеса является стратегическим, а не спонтанным решением. Если год назад собственник бизнеса в Чехии нередко говорил о срочной продаже, то сейчас в консалтинговые агентства обращаются заранее, проводят оценку бизнеса, изучают рынок, а только потом принимают решение о поиске инвестора. Причем собственник целенаправленно выставляет предприятие на продажу именно тогда, когда цена бизнеса будет максимальной.